Вспомните свои ощущения в далёком детстве. Тогда казалось, что мир – это сплошное собрание неизведанных и интересных вещей, краски ярче, а трава зеленее. И дело не только в том, что человек воспринимает свои воспоминания через флёр романтики и ностальгии, просто дети действительно по-другому чувствуют. В первые годы жизни их сенсорная система активно развивается, а психика формируется ещё дольше! Отсюда и такая разница. Давайте сегодня попробуем мысленно вернуться в то прекрасное время, чтобы начать лучше понимать своих чад. Мы расскажем о том, чем взрослое мировосприятие отличается от детского. Надеемся, что это поможет вам стать снисходительнее к своим детям.
Выдумка и реальный мир в голове маленького ребёнка едины
Многие родители начинают ругать своих детей, чуть только услышат враньё. Но дело в том, что дошкольники не умеют заведомо говорить ложь, для их уровня развития это пока непостижимый навык. Когда ребёнок осваивает речь (обычно это происходит в 3-5 лет), он начинает использовать её как инструмент познания мира. Ему кажется, если сказать что-то, то оно может превратиться в реальность. Именно поэтому примерно в этом же возрасте дети начинают любить сложные сюжеты в историях, где персонажи могут менять мир вокруг одной силой своего слова. Так же они используют для этой цели и игры. Поскольку часть мозга, отвечающая за творческое мышление, претерпевает в этот период активное развитие, а критическое мышление только начинает формироваться, как раз таки и происходит смешение действительности и фантазий.
Когда вы замечаете, что ребёнка «заносит» в мир выдумок в важных для вас аспектах жизни, наберитесь терпения и спокойно укажите на противоречие. Акцентируйте внимание малыша на том, что происходит в действительности. Например: «я вижу перед собой пустую пиалу, а на твоём носу пятно от сиропа, значит, варенье ты уже доел, и новое я класть не буду, сахар вредный».
Ребёнок не может определить расстояние до объекта в отдалении и его размер
Все функции нашей сложной зрительной системы развиваются в течение первых 6-7 лет жизни, но им также требуется некоторое время на то, чтобы начать работать слаженно. Пока этого не произойдёт, малыш не сможет определить примерный размер объекта, если он находится вдалеке. Этот факт доказан экспериментально, как и тот, что умение приблизительно оценивать расстояние начинает работать корректно только к 12 годам. Так происходит, потому что до наступления этого возраста мозг не может сопоставить разные аспекты входящей зрительной информации и, соответственно, получаемые им данные не будут так же объективны, как в случае со взрослым. Особенно это опасно, когда чадо переходит дорогу, будьте внимательны.
Комплексные чувства – это слишком сложно для малышей
Дети не умеют испытывать сразу две эмоции в один момент, только последовательно. Например, если ребёнок говорит, что не любит вас из-за обиды, то это действительно так. Но только в данный конкретный момент времени. То есть, когда малыш злится на вас, он не помнит, что одновременно вас любит! Это осознание приходит только к пяти годам.
У маленьких детей плохо развиты внимание, периферическое зрение и слух
Малыши не имеют периферического зрения примерно до 11 лет, поэтому важно научить их последовательно смотреть влево и вправо перед тем, как переходить дорогу. То же самое и со слухом: ребёнку тяжело определить, откуда исходят звуки. Это умение он нарабатывает с рождения, начиная с голоса мамы. Полностью осваивает этот навык он только к 10 годам.
Также дети легко отвлекаются на яркие объекты или интересные для них события. Например, малыш может перестать вас слушать, если рядом с ним пролетит красивая птица. Концентрировать внимание на сравнительно длительное время и без отвлечения он научится только к первому классу.
Плохое поведение малышей не обусловлено злыми намерениями, и они не умеют искренне извиняться
Дело в том, что эмпатия развивается у детей к 6-7 годам. То есть, они не могут представить, как их поступки отразятся на другом человеке. Это значит, что ребёнок не осознает последствий своих действий. В пользу данного факта свидетельствует эксперимент, когда исследователь заходил в комнату с ребёнком и прятал в определённом месте игрушку, затем уходил, а другие люди при малыше её перепрятывали. Когда исследуемому задавали вопрос о том, где по возвращению первый вошедший взрослый будет искать спрятанную им игрушку, он обычно отвечал, что в новом месте. Из этого следует логичный вывод о том, что малыш не может представить, что окружающие люди могут думать отличным от него образом и, соответственно, не может шкодить назло, чтобы вас рассердить. Все дети хотят, чтобы их считали хорошими, потому что они сильно зависят от похвалы и положительного отношения взрослых. Если чада делают что-то плохое, они просто могут манипулировать, чтобы добиться своего. Ваша задача – понять, какая причина и цель у такого поведения.
Та же самая логика действует и с извинениями, ведь когда не осознаешь, что расстроил человека, то и попросить прощения у него искренне не выйдет. Когда маленький ребёнок ведёт себя плохо по отношению к другим, то извиняется после этого только из-за того, что ему так сказали, или потому что так принято в обществе. Это не значит, что просить малыша извиняться не нужно, просто не надо уличать его в неискренности.
Помните об этих двух особенностях детского восприятия и не держите на них зла, когда происходит что-то подобное. Это поможет вам наладить доверительные отношения.
Маленький рост – реальная проблема для обзора
Поле зрения ребёнка меньше, чем у взрослого из-за небольшого роста. Помехи для них создают даже автомобили, кусты, урны и другие объекты вокруг. Родители выше, поэтому и подобных проблем у них меньше. Поэтому не ругайтесь на малыша, если он слишком резко двигается к дороге, он может просто не видеть, что едет машина. Расскажите ему об этом и научите вести себя правильно. Также, если чаду нужно будет переходить дорогу без вас, постарайтесь одеть его как можно ярче, так водителям будет легче заметить маленького человека.
Для детей главное не мотивы, а последствия
Только к девяти годам ребёнок начинает уделять больше внимания намерениям, а не результату действий. Чтобы понять этот принцип, рассмотрим простой пример: если рассказать малышу два случая, в одном из которых главный герой разбил чашку из шкафа (специально или пытаясь обойти запрет туда залезать), а в другом случайно задел стол и разбил целый чайный набор, чадо скажет, что больше виноват второй. Ребёнок судит о ситуации по ущербу и считает, что больший урон должен караться более строгим наказанием.
Кстати, как бы иногда ни казалось, но дети в определённом возрасте становятся настоящими фанатами исполнения правил. К пяти годам они начинают чувствовать потребность в том, чтобы следовать установленным порядкам, причём их источником может быть воспитатель, мама и папа, Бог, преподаватель и другие авторитеты, актуальные для малыша. Цель исполнения правил для них не так важна, как сам процесс. Этим можно воспользоваться, чтобы научить ребёнка базовым правилам дорожного движения.
Другие интересные наблюдения за детьми
- У детей до определённого возраста есть проблемы с пространственной ориентацией, поэтому выучить, где право и лево для них настоящая задача! Как, собственно, и определить своё расположения относительно окружающих предметов.
- Дети часто путают характеристики объекта. Поэтому быстро несущийся велосипедист может показаться им опаснее, чем трамвай. Вообще, любую опасность ребёнок легко может недооценить, ведь его психика пока только развивается. Но зато природа распорядилась так, что дети реагируют на опасность в два раз быстрее взрослых. Таков эволюционный механизм их самосохранения.
- Дети часто падают при быстрой ходьбе. Но это обусловлено физиологией, а не невнимательностью: центр тяжести у малышей расположен выше, чем у взрослых, контролировать его сложнее.
- Когда ребёнок рисует, он ориентируется скорее на свой прошлый опыт и знания, чем на то, что видит. К примеру, даже если вы попросите малыша нарисовать кружку с ручкой так, как он её видит в данный момент, и отвернёте от него рукоять, чадо все равно изобразит её.
- До трёх-пяти лет иметь воображаемых друзей нормально. Этот процесс сопутствует развитию эмоционального интеллекта и социализации. Главное, чтобы малыш не слишком погружался в свои фантазии, иначе это может быть свидетельством того, что он бежит от реальности, в которой его что-то не устраивает.
- Дети хуже всего ведут себя с самыми близкими, обычно это касается мам. Это всего лишь свидетельствует о том, что он доверяет родителю и может при нём расслабиться.
- Детям тяжелее следовать указаниям мамы и папы, когда их нет в поле зрения. Так происходит, потому что им сложно держать в голове образ родителя, когда тот уходит. Только к пяти годам они начинают осваивать этот навык, но все равно в эмоциональные моменты могут поступать так, как считают нужным. После этого с ними можно обсудить, что произошло, и скорректировать поведение. Постепенно малыши учатся вести себя правильно.
- Умение моделировать в голове ситуации приходит к детям только к 11 годам. До этого момента их абстрактное мышление не развито. Например, если у малыша спросить, где бы он расположил третий глаз, тот с большой вероятностью ответит, что на лбу. Смысла и практической пользы в этом, как вы понимаете, нет. Дети постарше дают более логичные ответы, например, сзади на шее, чтобы наблюдать за происходящим за спиной.