Ещё десяток-другой лет назад популярными игрушками детей были вполне понятные и взрослым вещи. Обычно они были связаны с популярными мультиками, фильмами и франшизами. Сейчас информационное поле и рынок расширились настолько, что уследить за трендами сложно.
Вместе с игрушками меняются и игры, а у родителей возникает относительно них всё больше вопросов. Например, нормально ли, что большинство игр моего чада строятся вокруг драк, перестрелок и прочего. Оказывается, что в психологии даже есть особенный вид терапии – через игры! Он помогает детям говорить о том, что сложно выразить, и отвечает на многие вопросы мам и пап относительно того, почему малыш выбрал ту или иную игрушку или сценарий.
Мы решили задать несколько вопросов по этой животрепещущей теме детскому психологу и игровому терапевту.
Терапия через игры
Игры есть в нашей жизни практически с самого рождения. Постепенно они проникают и во все аспекты нашего современного быта, далекие от детства. Например, даже крупные компании занимаются геймификацией рабочих процессов, то есть, перестраивают их так, чтобы работники «выполняли квесты», получали достижения и зарабатывали очки за свои повседневные задачи.
Детская психология целиком построена на играх. Они выполняют в подобной практике прикладную роль: учат новому (в том числе и навыкам), помогают освоить логическое мышление и лучше общаться с окружающими. Ещё одна их функция – эмоциональная: игры в терапии учат бороться со страхами и тревожностью, а также развивают коммуникабельность.
Игры бывают разными, одни помогают найти проблему, другие – решить её, третьи – развивают. Например, существует практика тераплей-каратэ. В ходе неё маленького пациента просят разбить лист бумаги рукой. Но вся игра построена вокруг конкретной ситуации, требующей проработки.
Иногда в терапии используется принцип свободной игры. Ребёнку даётся выбор из вообще всех находящихся в комнате игрушек, и играть он может как ему заблагорассудится. Суть этого подхода в том, чтобы наладить коммуникацию малыша с внешним миром. Когда чадо играет, оно выражает то, что накипело внутри, через знаки и символы. Важно правильно их расшифровать и дать малышу необходимую поддержку, оказать помощь. Этим, в том числе, и занимается игровой терапевт.
Обычно терапевтическая игра строится так: ребёнок постоянно выбирает определенные игрушки, а терапевт задаёт ему вопросы относительно выбора. Например: «ты взял с полки машинку, потому что не смог собрать пирамиду и разозлился?». Со стороны такой сеанс работы с психологом может показаться неподготовленному человеку спонтанным и странным, но это не так. Здесь есть чёткие методики и практики, которыми нужно владеть и уметь пользоваться.
Годы игровой терапии показали, что детям важно ощущать присутствие и заботу взрослых даже во время игры. Он не обязательно должен принимать участие в игре, главное просто находиться рядом. Это дарит малышам чувство заботы и безопасности.
Зачем детям игрушки (с точки зрения психолога)
Как мы и говорил выше, через игры и игрушки ребёнок самовыражается. Иногда родителям приходит в голову закономерный вопрос, а нужен ли такой выход любым чувствам? Например, когда малыш просит игрушечный унитаз. Наш ответ – однозначно да, это нормально. В особенности, если такой девайс попросил, скажем, трёхлетка. Он только-только закончил свои длительные (по меркам детства) отношения с горшком и теперь чувствует тревогу относительно новых правил гигиены. К примеру, дети часто боятся провалиться в унитаз, а игрушечная миниатюрная сантехника помогает им выразить свой страх и прожить его, выразить тревогу через игру и игрушки. Это необходимо, потому что детям бывает сложно выражать свои чувства, их инструментарий пока не такой богатый, как у взрослого. Игры в этом сильно помогают.
Такие же сомнения одолевают родителей относительно покупки кукол во «взрослом» кружевном белье. Здесь важен контекст, которого ребёнок пока не в силах считать. Для него это может быть игрушка, которая просто даст почувствовать себя старше и ощутить близость к маме.
Однако, если вы испытываете относительно какой-либо игрушки сомнения, вы вполне можете её не покупать. Правила и рекомендации о том, что дети должны играть в сомнительные для вас игры, нет. Если вы считаете, что лучше найти альтернативу, найдите её, но такую, чтобы устраивала и малыша, и вас.
В каких случаях нужно сводить ребёнка к специалисту
Опасения должны возникнуть при резком смене настроений. Например, раньше ваш малыш вёл себя как тихоня, а теперь вдруг стал чрезмерно бурно на всё реагировать. И наоборот. В таком случае стоит присмотреться к ребёнку повнимательнее, более системно и в течение нескольких дней. Единичные случаи вряд ли будут достоверно свидетельствовать о чём-либо. Если вы заметили перемены, которые длятся месяц-два, это может стать поводом для обращения к психологу.
Другой случай – когда перемен в поведении не было, но ребёнок начинает чувствовать ощутимый дискомфорт в определённых ситуациях без видимой причины. Например, стесняется ходить в школе в туалет или не может нормально общаться в больших компаниях. Оба перечисленных момента встречаются часто и мешают человеку комфортно находиться в нормальных обстоятельствах. Дома они могли быть неочевидными или не мешали, но в общественном месте проблема регулярно вылезает на поверхность.
Терапия позволяет проработать и первый, и второй класс случаев, значительно упрощая жизнь маленького пациента.
Какой бывает терапия для детей
Психолог подбирает методы в соответствии с тем, насколько хорошо малыш сам понимает свои трудности и умеет ли о них рассказать. Хороший пример, когда у ребёнка не получается сконцентрироваться и выполнить домашнюю работу. Если он понимает, что проблема есть, и хочет с ней бороться, можно попробовать сходить на приём к специалисту по когнитивно-поведенческой терапии, в частности, по разговорным практикам. В случае, когда малыш не может сосредоточиться и не осознает, что это проблема, отличный вариант – игровая терапия. Она даёт детям новый вариант общаться с окружающими – на языке игр. Он очень образный и понятный, если знать, на что обращать внимание.
Единой для всех рекомендуемому по количеству сеансов нет. Кто-то проходит полный курс и справляется со всем, а кому-то может быть достаточно и 2-3 занятий. Здесь всё индивидуально и зависит от человека и конкретной проблемы. Ориентируйтесь на результаты, а не на количество и длительность сеансов. Если стало легче, и трудность разрешилась, курс можно прекратить. Следите за изменениями и улучшениями, руководствуйтесь ими – это самый верный метод.
Литература по игровой терапии
Сейчас по игровой терапии выходит множество разной литературы от выдающихся психологов. Тема актуальная, поэтому книг по ней очень много. Если вы всерьёз заинтересовались, начните с изучения книг Гарри Ламберта, Стюарта Шенхера и Анит Керри, Эрика Берна. Правда, последний больше фокусируется на роли игр в жизни взрослых. Их работы рассматривают игрушки и игры с разных аспектов, давая внятные ответы на вопросы читателей о том, как всё это работает.