Пандемия стала тяжелым временем для Эмбер Спаркс и ее 5-летней дочери. Из-за этого ребёнок перестал слушаться маму.
Спаркс, писательница из Вашингтона, округ Колумбия, и автор сборника рассказов «And I Do Not Forgive You» («И я не прощаю тебя») недавно стала свидетелем того, как ее дочь переживает нервный срыв из-за мелочи. Причиной стал сломанный в процессе рисования мелок.
«Она начала кричать и с силой разбрасывать вещи. Это продолжалось около получаса. До этого у нее никогда не было таких приступов гнева», — сказала Спаркс.
«Истерика продолжалась до тех пор, пока она не лишилась сил. Дочь просто легла в постель и тихо заплакала. Я легла рядом и обняла её. Потом она тихо сказала: «Я скучаю по школе и по друзьям». Это было так грустно».
Спаркс с дочерью живут в небольшой квартире. В городе они обычно посещали парки, музеи, рестораны, библиотеки и книжные магазины. Во время пандемии большую часть времени им пришлось сидеть дома.
«Я вижу, как всё внутри неё вскипает, и ее маленькое тело дрожит от гнева», — сказала Спаркс. «Я чувствую себя бессильной и просто пытаюсь обнять её в такие моменты».
Спаркс твиттнула о срыве дочери и через некоторое время получила около 250000 ответов от родителей, которые испытывают схожие проблемы.
«Дети грустят, потому что скучают по своим друзьям, стабильности и предсказуемости», — считает Кристофер Уиллард, преподаватель психиатрии в Гарвардской медицинской школе и автор книги «Дыхательная книга».
Уиллард сказал, что дети испытывают по поводу пандемии те же эмоции, что и взрослые, но выражают их по-другому: плачут, кричат, ругаются, спорят и дерутся со своими братьями и сестрами.
Почему появляются плохие эмоции детей?
По словам Уилларда, даже самые лучшие родители испытывают проблемы с тем, чтобы всё успевать. Им нужно почти каждый день работать на удалёнке в непривычных условиях, готовить еду на всех и следить за детьми. А это сложно, особенно с непривычки. Однако и детям приходится не легче.
«Это трудное время для них. Оно влияет на способность детей контролировать эмоции и адекватно реагировать на те или иные ситуации».
Дети могут вести себя так же, как в более раннем возрасте: капризничать, разговаривать, играть по-другому. Это помогает им почувствовать себя в безопасности. Кроме того, без сверстников рядом и общения с ними, ребёнку тяжело понять, что истерики – это не круто. В этом проявляется положительный момент социализации, который отсутствует во время самоизоляции.
Если дети занимаются более деструктивными вещами (например, стригут волосы и красят их в странные цвета), это может быть связано с тем, что им просто скучно дома. Так считает Мэри Алворд, автор книги «Conquer Negative Thinking for Teens» («Как побороть негативное мышление подростка»).
«Дело ещё и в том, что родители испытывают сильный стресс от того, что, даже находясь дома, не могут давать своим детям внимание из-за занятости», — говорит Уиллард. Для детей это звучит как «обычно, когда я дома, я уделяю тебе внимание, но сейчас я так делать не буду». Ребёнок обижается и невольно заставляет своих маму и папу чувствовать себя плохими родителями. В свою очередь, родители из-за стресса могут ругаться на детей. Тогда порочный круг замыкается.
Желание внимания родителей как раз и может быть причиной нервных срывов или агрессивного поведения.
Когда ребёнок мал, он не может правильно выражать свои эмоции словами. Это выливается в то, что он закатывает истерику, чтобы привлечь к себе внимание.
В последнее время дети сталкиваются ещё и с новыми проблемами.
Они умеют скучать дома в течение коротких периодов времени между учебными днями, занятиями и общением с друзьями, но не часами подряд. Они знают, как справляться с разочарованиями и скукой в классе, но не в Zoom.
Стресс и эмоции от таких перемен накапливается у детей. Когда их набирается слишком много, начинается истерика. Это нормально.
Просто помните о том, что под всем этим скрывается не желание сорвать вам конференцию, помешать работать или что-то подобное. Всё это происходит из-за грусти и чувства одиночества внутри ребёнка.
Однако родителям нужно с вниманием относиться к повторяющимся случаям странного поведения детей. Причины плохого сна, подавленности и истерик могут быть связаны как с изоляцией, так и с более серьезными проблемами психологического характера, вроде депрессии. В этом случае, возможно, стоит прибегнуть к онлайн-помощи психолога или психиатра.
Как справиться с негативными эмоциями?
Если в конце истерики ребенок рассказывает, что на самом деле не так, значит, он доверяет родителю, считают психологи. Главная цель – уменьшить время между началом истерики и её концом до нескольких минут. Уиллард предположил, что родители могут попытаться наладить связь, приняв эмоции детей. Попробуйте обнять ребенка, сказать, что вы рядом, если это нужно и что понимаете, насколько ему сейчас тяжело. Спросите, что он думал и чувствовал в момент истерики, чтобы вы могли узнать его триггеры.
«Я думаю, что родителям, нужно предупреждать такие ситуации. Лучше лишний раз спросить «Как ты?» или «У тебя сейчас все хорошо? Что планируешь делать? Может, позвонишь друзьям в FaceTime?» — считает доктор Уиллард.
Родители также должны помочь детям переключить внимание с того, что в данный момент им недоступно на то, что они сейчас могут делать. Но все же будьте честны с ними в отношении пандемии, чтобы не потерять доверие. Не нужно слишком сгущать краски, но и говорить, что все нормально, не стоит.
Попробуйте узнать, по чему или по кому ваши дети скучают больше всего. Тогда вы, возможно, сможете помочь им: организовать безопасную встречу или сеанс видеосвязи, если ребёнок сам не может этого сделать.
Таким образом, вы подарите своему чаду хотя бы небольшое чувство того, что он не совсем выпал из прошлой жизни, и что-то из неё всё ещё есть рядом с ним.
Уроки эмоционального интеллекта
Развитие эмоционального интеллекта является ключевой частью взросления.
Согласно Американской психологической ассоциации, «это тип интеллекта, который позволяет обрабатывать эмоциональную информацию и использовать ее в рассуждениях и других познавательных действиях».
Эмоциональный интеллект помогает точно воспринимать и оценивать эмоции детям, выражать эмоции, когда они помогают понять ситуацию; понимать язык эмоций и использовать эту информацию, чтобы разрешать сложные ситуации. Термин был введён американскими психологами Питером Салови и Джоном Д. Майером в 1989 году.
Каждому человеку нужны эти навыки, чтобы добиваться успеха в личной и профессиональной жизни. Родителям они помогают понимать детей.
«Мы должны научиться терпеть определенное количество переживаний и смягчать наши эмоции, потому что жизнь полна множества маленьких переживаний» — считают психологи.
Начните с того, чтобы проговаривать с детьми названия эмоций, которые возникают у персонажей их любимых книг, телевизионных шоу или фильмов. Обсудите и объясните эти чувства, чтобы дети смогли научиться распознавать свои собственные.
Тогда они потихоньку будут учиться самостоятельно разбираться со своими чувствами и развивать свой эмоциональный интеллект.
Попробуйте сделать так, чтобы ребёнок обучался всему этому в игровой форме. Так дети лучше воспринимают информацию.
В конце дня поговорите об эмоциях с детьми по мере их возникновения и спросите, когда они в последний раз чувствовали определенное настроение. Поддерживайте привычку делиться и обсуждать проблемы. Старайтесь быть терпеливыми и спокойными родителями, готовыми слушать.