Чтобы понять, как воспитать доброту в ребенке — надо понять как появляется злость. Злость, как правило — агрессия, направленная во внешний мир и призванная избавить человека от внутреннего дискомфорта.
Происхождение агрессии
Ситуация: дети играют на детской площадке и не смогли поделить игрушку — возникает конфликт. Дети жаждут обладать данной ценностью, и покушение со стороны вызывает очевидный внутренний дискомфорт. Посему, простое и доступное детишкам решение конфликта — начать доказывать собственное право с помощью подручных средств — вербальной и физической агрессией, проще говоря, криками и кулаками.
Собственно, первое очевидное действие, направленное на снижение уровня агрессии — научить ребенка решению конфликтов без агрессии, с помощью переговоров и взаимодействия.
Звучит весьма просто — нужно лишь обучить ребенка договариваться, и задача решена. Но это не совсем так. Точнее, совсем не так.
Главная трудность — чтобы договариваться необходимо слышать и понимать мотивы другого человека. Маленькому ребенку сделать подобное весьма сложно — дабы понять другого человека необходимо абстрагироваться от собственной личности и поставить себя на место другого, а это весьма высокий уровень абстракции, недоступный в раннем детстве.
Эмпатия, умение понять другого человека
Мы выходим на второй уровень — уровень эмпатии, умения понять другого. Это весьма непростое умение, постижение данного навыка требует значительных усилий и от ребенка, и от родителя. Притом, по умолчанию считаем, что родитель обладает способностью к эмпатии, и в силах передать знание собственному ребенку.
Как правило, по сравнению со старшим, младшие (второй, третий и т.д.) дети гораздо легче постигают это умение — с рождения рядом постоянно находится кто-то (старший ребенок или дети), с кем необходимо взаимодействовать и договариваться. Это показывает, что главным способом обучения эмпатии и доброте является постоянная практика.
Особенно это непросто сделать в случае единственного ребенка в семье. Единственным детям сложнее, они не имеют подобной практики или имеют недостаточно, зачастую не с кем разговаривать на равных и договариваться — родители либо восторгаются их действиями, либо порицают. Но взрослые взаимодействуют с детьми с высшей, родительской позиции, ибо родители устанавливают детям рамки, задают нормы поведения. Сложно договариваться — разрешается ли рисовать на обоях или проливать воду на пол — очевидно, нельзя. Ситуаций, в коих родители и дети могли бы разговаривать на одинаковом уровне — минимум, родители весьма редко договариваются с детьми об установке очередности игры с куклой или паровозиком. Соответственно, нужно моделировать подобные ситуации и тренировать умение слышать и слушать другого человека.
Необходимость постоянно разговаривать и приходить к соглашению по разным вопросам здорово тренирует уровень эмпатии и снижает агрессию в поведении, поэтому основной пункт в обучении доброте — постижение и развитие эмпатии в ребенке.
Подавайте пример доброты
Не секрет, что дети копируют поведение окружающих людей, и ежели родители на словах декларируют ценности доброты и сострадания, а на деле демонстрируют агрессивное поведение — у ребенка поначалу может возникнуть внутреннее противоречие между заявленными ценностями и реальным поведением родителей, впоследствии он со стопроцентной вероятностью скопирует поведение взрослых.
Заслуживают внимания ситуации, где родители или прочие взрослые «отыгрываются» или «срывают злость» на окружающих из-за собственных трудностей. Дети весьма быстро считывают и усваивают подобные примеры поведения, и начинают вести себя схожим образом.
Посему родителям следует в первую очередь обращать внимание на собственные модели поведения, ведь они служат примером для малыша. И не слова, а действия родителей и прочих ближайших взрослых влияют на формирование отношения ребенка к окружающим. Ежели мама или папа напутствует чадо, что мучать кошку или делать больно другому ребенку — плохо, но при этом не стесняются отвесить ребенку подзатыльник по причине плохого настроения — странно ожидать, что ребенок последует устным наставлениям, а не усвоит противоположное поведение, основанное на наблюдениях за реальными действиями родителей.
Ещё одним вариантом воспитания доброты и эмпатии в ребенке является развитие чувство ответственности за кого-либо — к примеру, животного. Необязательно это должны быть кошка или собака (завести кошку или собаку — весьма непростое решение по разным причинам). Мелкие животные, не требующие постоянного и столь интенсивного ухода — хомяки, черепашки и т.д. станут прекрасным вариантом. Очевидно, малышу сложно в одночасье полностью самостоятельно ухаживать за питомцем, и помощь родителей необходима, но со временем реально больше забот по уходу передавать ребенку. В ходе этого развивается чувство ответственности, постоянная забота также способствует развитию понимания потребностей других, т.е. эмпатии. Конечно, данный способ едва ли рекомендуется для младенцев, но с шести лет подобные занятия вполне посильны для малыша. Необходимо, естественно, учитывать индивидуальные особенности ребенка и поначалу лимитировать обязанности малыша по уходу за животным, ограничиваясь, к примеру, кормлением, со временем добавляя остальные действия — уборку клетки и т.д. (все строгим надзором взрослых, ибо нужно помнить — ребенок ещё не имеет возможности полностью нести ответственность за собственные поступки)
Подводя итоги:
- Необходимо развивать эмпатию у ребенка;
- Особенно подобное важно старшим детям, и особенно — единственным детям в семье из-за дефицита практики общения на равных;
- Отслеживайте собственное поведение, ибо ребенок копирует поведение родителей;
- Одним из инструментов для развития эмпатии может служить забота ребенка о собственном питомце, помимо прочего, это развивает чувство ответственности.