Всё родители с нетерпением ждут момента, когда их малыш скажет заветное первое слово «мама» или «папа». Иногда процесс затягивается, и родители начинают паниковать, думая о том, что ребёнок отстаёт от нормальных темпов развития и, немедля ни секунды, ведут малыша к логопеду. Но стоит ли тревожиться? Как понять, когда ребёнок должен заговорить? Как помочь ему? Когда кроху следует вести к логопеду?
На эти и многие другие вопросы мы ответим в данной статье.
Группы факторов влияющих на развитие речи:
- Биологические (нарушение слуха, наследственность, различные инфекции мозга и травмы);
- Социальные (обстановка в семье, волнения общества, различные внешние условия).
Что способствует правильному развитию речи ребенка?
- Умиротворенная обстановка в семье;
- Отсутствие криков (как на ребёнка, так и между взрослыми);
- Речь взрослых;
- Чуткое и заботливое отношение к ребёнку.
Существует четыре периода развития речи:
- Подготовительный или доречевой (от рождения до года);
- Преддошкольный (от одного года до трех лет);
- Дошкольный (от трех до семи лет);
- Школьный (от семи до семнадцати лет).
Первый этап развития речи
Это самый важный и сложнейший период. Начинается он с плача и крика малыша.
Это первая рефлекторная реакция маленького человечка на окружающий мир.
Примерно к двум месяцам жизни малыш начинает «гугукать» и повизгивать. Это будет проявляется при попытке взаимодействия взрослого с малышом.
К трём месяцам своей жизни появляется «гуление». Проще говоря, это звуки: «а-а-а», «гу-гу», «а-гу» и т. п.
К восьмому месяцу малыш начинает лепетать. Он начинает соотносить слоги с предметами или действиями («ма» — мама, «ба-ба» — бабушка, «би-би»- машинка). С помощью лепета кроха начинает чувствовать ритм речи и выражать эмоции, в том числе и гнев.
Ближе к году ребенок начинает произносить первые слова, в среднем, их около 20, а понимает малыш максимум до 50 слов.
У некоторых детишек доречевой период затягивается до двух лет, они понимают просьбы взрослых, но общаются только лепетом и жестам. Это не повод бить тревогу и бежать к врачам, обычно малыши отмалчиваются, а после догоняют или перегоняют тех, кто заговорил в возрасте около года. Если ребенок не заговорил к двум годам и не понимает просьб родителей, следует сходить на консультацию к логопеду.
Преддошкольный период
От полутора до трех лет малыш осваивает интонации, лучше произносит слова, пробует составлять односложные предложения, имеет словарный запас до 1000 слов, старается подражать взрослым.
В возрасте 2-2,5 лет ребенок начинает объединять слова в короткие предложения, пока без соответствующего грамматического оформления. Но при нормальном речевом развитии в этот период дети сами начинают правильно употреблять грамматические основы.
В преддошкольном периоде активно формируется произношение гласных и согласных звуков. К двум годам в лексиконе ребенка появляются прилагательные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или женского рода, но без согласования с существительными. Если малыш в возрасте 2,5 – 3 лет находится на уровне только лепета и не объединяет слова в предложения, это должно стать настораживающим симптомом для родителей и поводом для обращения к логопеду.
Дошкольный период
В возрасте трех — четырёх лет ребёнок знает до 2000 слов, умеет складывать распространённые предложения, использует прилагательные. В тот период обычно возникают трудности с произношением букв «л» и «р».
От четырёх до пяти лет дети находятся на пике любознательности, они задают кучу вопросов, их словарный запас составляет до 3000 слов. Малыши называют предметы и характеризуют их, умело пользуются интонацией, хорошо читают стихи, их речь становится четкой, её скорость постепенно развивается.
В возрасте от пяти до шести лет ребенок уже уверенно произносит шипящие и свистящие звуки, использует сложносочиненные и сложноподчинённые предложения, даёт определения словам, склоняет их по падежам.
В возрасте от шести до семи лет ребёнок использует все части речи, употребляет названия дней недели и месяцев, его речь связная и понятная. Т. Б. Филичева, доктор Педагогических наук и профессор кафедры Логопедии, отмечает, что если в этот период ребёнок не склоняет слова по падежам (к примеру, использует фразы, вроде «с мама ходили в магазин»), пропускает предлоги и союзы, то нужно отправить его к логопеду.
Школьный этап
В этот период жизни ребёнок совершенствует связную речь и формирует письменную. На данном этапе дети без особых усилий осваивают язык. В период до двенадцати лет ребёнок активно формирует речь и знакомится с письменной речью. В этот момент родители способны влиять на развитие речи ребенка. После 12 лет, а порой и раньше, подросток знакомится с ненормативной лексикой, обогащает речь словами-паразитами, пользуется сленгом и т. д.
Задержка речевого развития у ребенка
Задержку речевого развития ребенку обычно ставят в 2 года. Однако молодым родителям пугаться не стоит, в наше время наличие в словаре около 50-60 слов, включая лепет и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (мяч бах, папа ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но в таком случае необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. Задержка речи – временный диагноз, который снимают при дальнейшем отсутствии проблем. Чтобы избежать подобной задержки, родителям необходимо разговаривать с ребенком, рассказывать ему истории и читать книжки, а не просить повторять слова за ними. Уменьшите просмотры телевизора и звуковой фон вокруг – ребенок из-за этого начинает больше слушать и меньше пытаться говорить. Обычно к 4-5 годам все проблемы с речью исправляются, если вовремя начать ими заниматься.
Заключение
Помогайте своему ребёнку, проявляйте терпение, читайте стихи и пойте песни малышу, учите с ним стихи, но желательно начать с трех лет, чтобы не вызвать отторжение у ребёнка, контактируйте с ним, удовлетворяйте его любопытство, поощряйте малыша маленькими подарочками и сладостями.