В жизни каждого малыша наступает такой момент, когда ему нужно научиться читать. Сделать это следует своевременно, чтобы в будущем у ребёнка не было трудностей в изучении языка.
Для этого родители должны знать, когда начать учить своего малыша, как обучать чтению, сколько времени уделять занятиям. В этой статье вы сможете найти советы, которые помогут вам без проблем обучить малыша чтению.
Как понять, когда ребёнок готов к обучению?
- Он свободно складывает предложения и понимает смысл сказанного.
- Ребёнок понимает все звуки.
- Знает лево-право и верх-низ.
Подготовка к чтению
Перед школой ребёнок должен уже должен знать буквы и слоги, чтобы малыш не отставал от программы и вовремя усваивал материал. Если чадо ходит в детский садик, родители все равно должны уделять время для обучения или повторения.
Этапы подготовки:
- Выберите методику обучения, они описаны ниже.
- Читайте малышу, ведя пальчиком там, где читаете – это помогает развивать зрительную память.
- Читайте всей семьёй, чтобы малыш брал пример.
- Читайте ребёнку детские книги с яркими картинками. Это помогает ребенку представлять и понимать сказки, а также вызывает приятные эмоции при чтении книг.
- Не заставляйте малыша читать. Если он не желает слушать чтение или учиться, не нужно на этом настаивать – это может вызвать у ребёнка обиду или недовольство.
Методики обучения чтению:
Методика Елены Бахтиной.
Суть методики заключается в изучении сначала букв, а потом слогов. Особенностью данного способа является соответствие буквам неповторимых образов (ю-юла, б-барабан и т.д.)
Плюсы:
- Простота применения и доступность.
- Возможность заниматься в любых удобных местах.
- Взаимодействие ребёнка с различными объектами по средствам рисунков или фото.
Минусы:
- Необходимость повтора материала до его полного закрепления.
Методика Глена Домана.
Состоит из обучения ребёнка целых слов с помощью карточек со словами и предложениями. Родители показывают малышу карточку и произносят ее значение. Занятия должны проходить по 5-10 минут, в зависимости от настроя ребёнка.
Плюсы:
- Ребенок быстро осваивает чтение.
- Развивает как навыки чтения, так и интеллектуальные способности, а также концентрацию.
- Вы можете сделать материал методики самостоятельно.
- Методику можно применять с самого раннего возраста.
Минусы:
- Малыш не осваивает самостоятельное чтение.
- Монотонность процесса.
- Не подходит детям старше трех лет.
Методика Павла Тюленева.
Занятия с ребенком следует начинать с первых месяцев жизни, показывая ему карточки с буквами, озвучивая их. Продолжать обучение следует на протяжении четырёх месяцев. Следите за тем, чтобы ребёнок не отвлекался на посторонние предметы.
Плюсы:
- Простота применения и доступность.
- Возможность занятий с раннего возраста.
- Занимает мало времени.
Минусы:
- Возможность заказа материала, только на сайте автора.
- Отсутствие сведений насчёт эффективности или неэффективности данного метода.
Методика Николая Зайцева.
Состоит в изучении детьми слогов и складов слов. В обучении участвуют кубики. Материал состоит из 12 групп и включает в себя: золотые, железные, деревянные кубики с разными наполнителями, таблицы. Благодаря различию материалов, ребёнок учится отличать гласные, согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки. При обучении родители не читают склады букв, а пропевают их.
Плюсы:
- Подача материала через игру.
- Облегчает освоение письма.
- Ребенок может играть самостоятельно.
Минусы:
- Ребенок сталкивается с проблемой понимания состава слова.
- Для начала занятий требуется специальная подготовка.
- Дорогостоящее пособие.
- Метод непоследователен.
Методика Монтессори.
В данном способе мы сперва учимся писать буквы, а после читать. Когда научились писать и читать буквы, переходим к простым словам.
Плюсы:
- Игровая подача.
- Возможность тактильного контакта.
- Обучение письму.
- Доступность и Простота.
Минусы:
- Сложность в процессе складывания слогов.
- Привязанность к тактильному контакту.
Заключение
Выбирать методику следует из интересов ребёнка, если Вы не читали малышу книги, то не стоит выбирать такой путь. Начинать обучение можно в три года. Но до этого возраста не нужно давить на малыша и как можно скорее обучать его чтению – это усложнит процесс изучения в будущем.
Следует отметить, что авторы методик настаивают на том, что обучение стоит производить в естественной для ребёнка среде – через игру, а не изображая строгого учителя. Помощником в обучении будет любознательность ребенка. Поддерживаете интерес ребёнка и всячески помогайте ему, тогда малыш быстро научится читать и полюбит это занятие! Также помните про основные ошибки при обучении чтению, и старайтесь их не совершать.