Бывает такое, что в прошлом спокойный и улыбчивый ребёнок начинает капризничать, плакать, вести себя агрессивно. Откуда берётся детский стресс? Какие факторы вызывают его? Эти и другие вопросы мы задали детскому психологу.
Первое, что стоит прояснить, это разобраться с понятием «стресс». Он является закономерной ответной реакцией нашего организма на неблагоприятные окружающие условия. К ним можно отнести как экстремальные температуры (и жару, и холод), так и различные травмы (физические и психические).
Стресс условно делится на два вида: позитивный и негативный. Первый случается, когда вы, например, приходите с детского праздника домой, и малыш вдруг начинает закатывать истерики, хотя вы здорово проводили время ещё полчаса назад. Бабушки и дедушки называют это явление «переутомился», и они не далеки от правды. В юном возрасте нервная система ребёнка, получая много информации (даже хорошей), перегружается и устаёт. Поскольку у вашего чада пока нет навыков в выражении своих эмоций, они выходят вместе с плачем и криками. Педиатры зовут это эустресс, и в нём нет ничего плохого. Эустресс способствует развитию организма, учит малыша испытывать и выражать новые чувства, лучше узнавать себя и свои реакции.
Его антагонист – дистресс. Его обычно называют негативным стрессом, потому что он подрывает здоровье. Последствия от него испытывают на себе наши психика и тело.
Как проявляется «плохой стресс» у ребёнка дошкольного возраста
Первое, на что вам следует обратить внимание, если вы подозреваете у малыша развитие дистресса, это поведение. Ребёнок может вести себя непривычно спокойно, но не умиротворённо, а, скорее, устало и безжизненно. Это в случае, если до настоящего момента он был активным, «тихони» обычно жмутся к маме, перестают проявлять самостоятельность и много капризничают. Причём иногда без особого повода. Иногда такой «регресс» к проявлениям раннего детства даже заставляет взрослых детей сосать собственные пальцы и рукава, что вообще не характерно уже для шестилеток.
Второе, что подскажет о наличии негативного стресса, — это тело ребёнка. Проявления могут быть разными: неожиданное отсутствие аппетита или, напротив, ничем не обоснованный жор, жидкий стул, кошмары по ночам и проблемы с засыпанием, недержание мочи, тревожное засыпание – всё это верные признаки психического истощения. Если ситуацию пустить на самотёк, может проявиться жар, регулярная диарея, заикания и многое другое.
Порой стресс даёт о себе знать вспышками агрессии. Например, когда ваше спокойное и миролюбивое чадо вдруг начинает ругаться, нарываться на драку со сверстниками, находит агрессивные игры, всё это может свидетельствовать о том, что малыш испытывает на себе психологическое давление. И пытается справиться с этим как умеет.
Но такое не случается без причин, а искать их стоит в ближайшем окружении – семье. Когда ребёнок ещё не ходит в школу, он сильно привязан к родным и отражает собой всё, что происходит дома.
Причины появления стресса у детей-дошкольников
Разные дети по-разному относятся к тем или иным вещам. Каждого из нас «триггерят» собственные факторы. Однако среди самых частых причин появления стресса детские психологи называют смену режима: малыши обожают рутину (режим дня, даже мультики), и выход из неё во что-то непривычное даётся им с трудом. Вторая распространённая причина – смена садика. Новые сверстники, порядки, воспитатели – всё это может расстроить чадо и требует привычки.
Если родители не могут пережить утрату, дети также будут чувствовать на себе груз, пытаясь сделать, чтобы мама и папа не грустили.
Часто дошкольники болезненно переживают рождение младшего брата или сестры. Фокус внимания родителей смещается, старшему не хватает внимания. Малыши очень восприимчивы к смертям и болезням кого-то из близких.
Ещё одной распространённой причиной негативной перегрузки детской психики являются конфликты внутри семьи, особенно между мамой и папой. Поведение, мимика и слова говорят за вас всё, ребёнок прекрасно без объяснений считывает по родителям, если у них происходит ссора. Даже если это вспышки пассивной агрессии, которую и взрослому порой бывает сложно распознать. Наши чада обладают этим «шестым чувством», так уж распорядилась эволюция. Так же они чувствуют и тайные скрываемые переживания родителей. Например, у детских психологов в практике часто случается такое, что малыша приводят на приём с неспособностью посещать общественные уборные, а потом оказывается, что у его мамы схожие проблемы. Сложность таких случаев в том, что родители транслируют свои фобии несознательно.
Кроме того, когда мама (как самый близкий ребёнку человек) имеет сложный характер с быстрыми перепадами настроения, у малыша могут возникнуть ментальные проблемы из-за этого. Долгие расставания с матерью также сказываются на психике дошкольника не лучшим образом и могут вызывать признаки дистресса.
Иногда на детей сильно влияет разница в том, что требует мама и папа. Например, когда папа строгий и во всем руководствуется исключительно дисциплиной и объективной пользой, а на чувства и эмоции чада он старается не обращать внимания, потому что «так надо». Мама же, напротив, начинает чувствовать, что они с отцом слишком строги к своему ребёнку, и ведёт себя мягче и сговорчивее. Такой контраст вызывает у малышей тревогу. Чересчур авторитарный стиль воспитания влияет ровно так же.
Удивительно, но стресс могут вызвать даже любящие бабушка с дедушкой. Например, если они приезжают и начинают своего внука активно баловать, а его родители обычно строги. Дети считывают, что баланс сил дома меняется, и начинают выкрутасничать.
Что уж говорить о семьях со сложной ситуацией, где родители пьют или просто плохо выполняют свои обязанности. Там детский стресс, к сожалению, расцветает пышным цветом.
Что можно сделать
Советов тут несколько, но все они на первый взгляд логичны и понятны.
- Не забывайте про повседневную рутину: приемы пищи, отход ко сну, пробуждения и прогулки лучше вписать в определённое и как можно более стабильное расписание.
- Следите за тем, сколько времени ваше чадо проводит за компьютером, смартфоном и другими гаджетами – эти устройства истощают психику при длительном «залипании».
- Проводите с дошкольником больше времени вместе. Лучше в тихой и спокойной обстановке с минимумом чужих людей. То, есть не в ТЦ или кинотеатре, а на природе, дома за настолками и т. д.
- Помните, что активные занятия также полезны. Любые игры с движением, вроде пряток, баскетбола, футбола, хоккея отлично подойдут.
- Выплёскивать эмоции помогает подражание животным: выйдите с малышом в лес и хорошенько покричите, порычите, позвольте ребёнку как следует побегать, попрыгать и проявить затаённые чувства.
- Творчество помогает успокоиться, рисуйте вместе красками и карандашами, пальцами, мелками. Всё это переключает и расслабляет. Только постарайтесь обойтись без поучений и критики, они не нужны. Сюда же можно отнести лепку, аппликации, игры с водой. Эти занятия также помогают психике успокоиться.
- Начните больше общаться с малышом, но не превращайте общение в интервью. Сами задавайте вопросы, но старайтесь больше слушать и понимать, принимайте чувства чада и сопереживайте ему.
- Больше говорите о своей любви, проявляйте заботу и теплоту, обнимайте своего ребёнка. Любовь и её проявления помогают справиться со стрессом.
Эти советы могут показаться очевидными, но их выполнение реально помогает улучшить психическое состояние малыша. Помните о том, что многие вещи, нормальные и сами собой разумеющиеся для нас, ребёнку пока невдомёк, его ментальное здоровье и психика полностью в ваших руках. Будьте бережны, эмпатичны и старайтесь докопаться до истины, потому что у плохого детского поведения никогда нет злого умысла, дети попросту не способны делать такие вещи назло.