Проявление маленьким ребенком большого характера – хороший признак или нет?
Как вы оцениваете поведение ребенка, когда он не соглашается с вами? Например, возражает и спорит или даже практически бунтует, проявляя при этом сильное упрямство.
Мой семилетний сын Стёпа при известии, что его братья идут сейчас на прогулку, легко может «упереться» и заявить, что не желает гулять, а хочет остаться дома, чтобы заняться своими делами, пока я с остальными нашими малышами иду в парк. А пятилетний Федя не по-детски твердо заявляет за праздничным столом, что не хочет сейчас фотографироваться, так как не в настроении, и говорит, практически командуя нашими взрослыми гостями, опустить телефон и не снимать его!
Являются ли эти ситуации признаком того, что дети плохо воспитаны? Или что я как родитель слаб и неэффективен? Давайте разберемся!
Наверняка, вы знаете друзей или старших родственников, которые однозначно сказали бы «да». В их времена, как говорится, дети знали своё место и уважали старших. Я, безусловно, пытаюсь научить своих детей некоторым из «вечных» ценностей, которые и нам самим в детстве преподносили как обязательные (например, умение быть вежливым). Но следует признать, что сегодня отношения многих родителей со своими детьми существенно отличаются от отношений между родителями и детьми десятилетия назад.
В наше время всё сильнее наблюдается уклон в сторону более внимательного, свободного, ориентированного на желания и склонности ребенка стиля воспитания детей. Одним из его сопутствующих результатов является то, что многие родители сегодня всё менее склонны действовать методом «кнута и пряника». Мамы и папы стремятся к диалогу с ребенком, но вот в чем парадокс: из-за того, что большинство детей сегодня чувствует себя более комфортно рядом со взрослыми, они с большей готовностью бросают старшим вызов и высказываются, когда чувствуют свою потребность в этом.
И хотя иногда эти вызовы и высказывания буквально балансируют на грани грубости и каприза, детские психологи считают, что это хорошо. При правильной оценке родителем истинных намерений ребенка такое поведение – отражение того, насколько безопасными и любимыми чувствуют себя дети в семье, и насколько они доверяют своим родителям.
Иными словами – именно когда малыш чувствует себя в семье в безопасности, когда он ощущает любовь и заботу от близких в полной мере, он всё чаще показывает свое «истинное лицо», свой характер.
«Это может проявляться в том, что дети становятся немного более напористыми и самоуверенными, а может быть, даже более склонными к спорам. Я думаю, что задача состоит в том, чтобы интерпретировать это не как что-то плохое, а как важный и необходимый процесс», — говорит Эмили Леб, психолог из Университета Вирджинии, которая изучает, как воспитание влияет на развитие ребенка. Она добавляет: «Когда дети чувствуют себя в безопасности и любимыми, они лучше «находят свой голос» и познают мир для себя».
При этом родителям крайне важно постоянно анализировать, почему ребенок сегодня ведет себя именно так. Являются ли «жесткие» проявления характера следствием того, что он еще не научился высказывать свои желания и мнения в форме вежливого спокойного диалога? Или это действительно форма грубости и неповиновения родителям, на самом деле свидетельствующая о том, что ребенку от принятых в семье отношений не слишком уютно?
Нет ничего плохого в том, что маленький человек проявляет свои желания и учится добиваться своих целей. Но вот крайние проявления такого поведения (избалованность, стремление к вседозволенности, а также упрямство и грубость, постоянные капризы и истерики) на самом деле свидетельствуют о том, что ребёнку эмоционально неуютно, и он недополучает любви и тепла, в первую очередь родительской!
Анализ детского поведения позволяет избежать ещё одной крайности в семье – авторитарного воспитания. Ведь основанное на страхе ребёнка перед родителем авторитарное воспитание, когда родители чрезвычайно строги, жёстко наказывают своих детей за неповиновение и говорят что-то вроде: «Потому что я так сказал!», связано с множеством негативных последствий у детей.
Очевидно, что для гармоничного развития ребенку нужны разные игры и занятия, в том числе и те, что не всегда приводят родителей в восторг! И когда мои младшие дети начинают какую-то громкую игру, с криками, беготнёй и суетой, я не всегда стараюсь остановить их, а зачастую отхожу в сторону, давая возможность им получить необходимую активность. Конечно, если эта активность не мешает кому-то ещё, например, только прилегшей отдохнуть маме.
Дело в том, что, если дети всегда только уважительны, тихи, «удобны» и послушны, это может говорить о том, что они боятся взрослых! А многочисленные исследования показывают, что дети авторитарных родителей подвержены повышенному риску беспокойства и депрессии, они демонстрируют более разрушительное поведение и чаще, чем другие, имеют низкую самооценку.
«Наука говорит, что со временем страх перед родителями делает таких детей менее уверенным в себе и более нуждающимся во внешнем подтверждении», — говорит Ребекка Шраг Хершберг, клинический психолог из Нью-Йорка, специализирующийся на социально-эмоциональном развитии и психическом здоровье детей раннего возраста.
Строгие авторитарные родители иногда используют особую тактику, которая особенно вредна в воспитании ребенка. Это так называемое «условное отношение», когда родители демонстративно проявляют больше любви или привязанности к своим детям, если те ведут себя хорошо, и меньше, если они ведут себя плохо. В рамках исследований по данной теме подростки, чьи родители использовали условное отношение, сообщали, что чувствовали себя более обиженными на своих родителей. Как следствие, они зачастую были менее вовлеченными в учебу, но, что гораздо хуже, многие дети авторитарных родителей демонстрируют довольно слабые навыки выражения своих мыслей и эмоций, по сравнению с подростками, чьи родители поддерживали их безоговорочно.
Или другой подход, который иногда используют авторитарные родители, — психологический контроль. Это когда мамы и папы играют с детским самоощущением и внутренней ценностью, чтобы добиться желаемого поведения. Мама, использующая психологический контроль, может сказать что-то вроде: «Ты не заправила свою постель — ты такая плохая девочка» или «Если бы ты действительно любила меня, ты бы пошла спать без разговоров!».
Одно из недавних исследований доктора Леба, в котором участвовали подростки и взрослые от 13 до 32 лет, показало, что дети, чьи родители психологически контролировали их, были менее успешными в учёбе и меньше любили своих сверстников в подростковом возрасте. Во взрослом возрасте они также реже вступали в здоровые романтические отношения.
Парадокс в том, что родители, которые используют психологический контроль, обычно имеют хорошие намерения — они думают, что тотальный контроль над своими детьми сделает ребенка более успешным! Но исследования показывают, что жесткое и строгое воспитание не сеет семена здорового развития, наоборот, в долгосрочной перспективе страдают именно дети.
Это не значит, что чадам совсем не нужны правила, ограничения или последствия — это категорически не так! Принятый в некоторых странах формат воспитания, когда ребенку позволено буквально всё, тоже может создавать проблемы, в первую очередь с детской эгоцентричностью, плохой эмоциональной и социальной эмпатией и низким самоконтролем в повседневной жизни.
Однако следует понимать различие между бесполезным психологическим контролем и полезным «поведенческим контролем», когда родители устанавливают ограничения и ожидания, например, что дети должны ложиться спать в определенное время, должны убирать свою комнату каждое утро или им разрешается проводить только определенное количество времени перед экраном компьютера каждый день. И не просто устанавливают ограничения, а объясняют, обсуждают вместе с ребёнком смысл и логику каждого своего решения.
Правильно выстроенные границы и правила имеют решающее значение для здорового развития. А мудрым и открытым родителям совсем не нужно манипулировать чувством идентичности своих детей или жестко наказывать их, чтобы воспитать гармоничную, разностороннюю, уверенную в себе личность! Наиболее правильный и эффективный сценарий воспитания обязательно включает, помимо прочего, уважение к ребёнку и разумную демонстрацию того, что его мнения и желания тоже имеют ценность. Подавляющее большинство исследований показывают, что родители должны стремиться к золотой середине, подходу, известному как авторитетное воспитание (в отличие от авторитарного воспитания).
Авторитетные родители тоже могут возлагать большие надежды на своих детей и тоже зачастую устанавливают строгие ограничения. Но они всегда объясняют смысл и логику своих действий и указаний, готовы к диалогу с собственным ребенком, а также тепло, уважительно и внимательно относятся к его идеям и стремлениям, обсуждая их вместе. Одновременно, в том числе и на собственном примере, они показывают, объясняют и контролируют (и у себя, и у ребёнка) границы «золотой середины» в поведенческих и эмоциональных реакциях, тем самым формируя здоровый пакет необходимых социальных навыков. Исследования показывают, что дети авторитетных родителей лучше ориентируются в жизни, в целом лучше учатся в школе, чем их сверстники, более честны со своими родителями и с самими собой, а также более эмоционально развиты.
Возвращаясь к началу статьи, должен вам сказать, что Стёпа тогда так и не пошел гулять, но с удовольствием, вместо прогулки, сел читать книжку, которая его очень заинтересовала ещё днем, в школе. А Фёдор, после того как мы с ним вспомнили на примерах и обсудили нормы и логику поведения за общим столом в нашей семье, довольно быстро изменил свое настроение, ближе к концу вечера он по собственной инициативе прочитал гостям стих, а в конце праздника спокойно поучаствовал в общей фотографии.