Вчера мы с детьми выравнивали забор на даче. Нужно было кувалдой забивать столбы. Работа тяжелая, и чтобы мальчики (Даниле семнадцать, а Егору двенадцать) не «сдулись» раньше времени, мы начали играть – кто предскажет, за сколько ударов мы забьём столб? Делали прогноз нужного количества ударов – кто оказался точнее, тот и выиграл! Работа пошла значительно веселее! А ведь, в принципе, игра – отличный инструмент незаметно, весело и эффективно приучить ребёнка к самостоятельной деятельности, в том числе и к домашнему труду.
Как превратить труд детей в игру?
Когда мы делаем уборку в комнате у малышей, то постоянно придумываем всякие варианты. То они метают гранаты в цель – это когда убирают крупный конструктор. То они водители, и на игрушечных грузовиках развозят по местам книжки и карандаши. Причём дети легко подхватывают эту игру, и часто Вася (он в первом классе) сам предлагает свои варианты уборки младшим братьям. День, когда их бесчисленные машинки собирали «страшные динозавры», и рычали при этом на всю квартиру, я точно буду помнить ещё долго! Обычно каждому из детей нравится какая-то своя работа по дому. Один предпочитает пылесосить полы, второй мыть посуду, и так далее. Но, чтобы все умели делать всё, для младших детей мы периодически используем вариант лотереи или фантов – когда несколько домашних дел пишутся на листочках, листочки складываются в Васину шляпу, перемешиваются, и Федя, как самый маленький, вытаскивает каждому его задание. Задания, конечно, стараемся выбирать такие, чтобы они были по силам и возрасту. Когда работа по дому даётся одна на всех, её мы тоже стараемся организовать для малышей как-либо по-особенному, например, наперегонки! Так, если после стирки нужно разобрать по парам чистые детские носочки (а вы представляете, сколько у нас этих носочков, учитывая количество детей в нашем доме?) и убрать на место – мы соревнуемся, кто больше пар соберет (я в этом соревновании, конечно, помогаю Феде)! Или вдруг все превращаются в роботов, которые носят на даче дрова из дровника к печке, и старательно изображают движения механизмов, кто лучше. Как ещё можно поиграть, и одновременно навести порядок в доме? Например, игра в «магазин» — я заказываю, какие именно предметы сейчас нужно «доставить» с пола на полку или в ящик для игрушек. Или убираем игрушки, как утята – всё время ходим «гусиным шагом» (ну или как «страшные динозавры» — помните? Можно танцевать во время наведения чистоты в доме! С танцами у меня не очень, поэтому мы больше поём. Но вот наши старшие дети – те отлично танцуют, и легко могут устроить малышам урок танцев во время уборки!
Когда приходит пора перестилать детское постельное бельё, сначала можно организовать на одной из кроватей дом из подушек и одеял, и отпустить детей поиграть в нём, а после игры вместе навести порядок на постелях. На кухне для каждого есть яркие фартуки, чтобы быть как настоящий повар (если они готовят) или официант (если убирают). А на даче, для работы в огороде, приобретен целый набор маленьких грабель, лопаточек и леек, и для юных садоводов в магазине нашлись отличные садовые перчатки с мультяшными героями. Так что на помощь маме в прополке и поливке грядок и цветов обычно выстраивается очередь!
У старших детей есть свои задания, и ряд домашних дел они выполняют по графику. Причём график они составляют сами, на неделю (с нашей помощью, конечно), и сами определяют, в какое время им удобнее всё сделать. Так они учатся планировать своё время, плюс домашние дела не мешают их планам – учёбе, прогулкам, играм и т.д.
Похвала за труд детей
Очень важно не забывать хвалить детей за работу, буквально за каждую сделанную мелочь! Даже если работа выполнена не на отлично. Дети хорошо реагируют на похвалы и признание, и, когда они чувствуют, что они хорошо поработали и повеселились, когда они слышат похвалы от всех членов семьи, то они начинают стараться ещё лучше, и с большей вероятностью захотят помогать вам с домашними делами снова и снова! А ещё можно использовать своеобразные таблицы вознаграждений для детей. Объявляете предстоящую неделю – неделей с сюрпризом! И когда эта неделя начинается, на специальном листочке, где расчерчена неделя, или на настенном календаре, вы вместе отмечаете старания детей каждый день в течение недели. В качестве «оценок» хорошо использовать звездочки разного размера или несколько вариантов улыбающихся смайликов, обозначающих разную оценку. Оценка за помощь «хорошо» — маленькая звёздочка, оценка «молодец» — средняя, «прекрасно» — большая звезда! Эти «оценки» не являются оценками в полном смысле этого слова — вы в любом случае должны будете вознаградить ребенка за старания, ведь наша задача поощрять любые шаги к самостоятельному труду! Выставляемые во время такой недели звёздочки скорее служат напоминанием для ребенка о том, как он старался, а между неделями – о том, как было интересно и весело!
А в конце недели вы готовите ребенку сюрприз, причём совсем не обязательно игрушку или какой-то подарок. Это может быть необычная прогулка или любимое лакомство, долгожданные гости или поездка в зоопарк, а может нечто иное, что однозначно обрадует вашего ребенка. Главное – не признавайтесь заранее, в чём именно сюрприз, и каждый раз в конце подобной недели содержание сюрприза меняйте, чтобы сохранить интригу! А сами недели с сюрпризом хорошо проводить с перерывом, чтобы идея такой недели ребёнку не надоедала, и оставалась желанной и весёлой! Воспитание из ребенка маленького помощника в домашних делах – процесс кропотливый, но, безусловно, интересный и увлекательный! Сохраняйте позитивный настрой, дайте волю своей фантазии, и процесс наведения порядка в доме превратиться для вас в весёлую совместную игру!