С проблемой травли детей в детских садах родители сталкиваются чаще, чем хотелось бы. Причины для этого разнятся в частностях, но общее в них то, что обычно они так или иначе затрагивают особенности внешности. Например, высмеивают брекеты на зубах, очки, лишний вес. Это не простые «дразнилки», это самый настоящий буллинг, с которым можно и нужно бороться. О том, как это делать, нам поведала детский психолог.
Что мы делаем, когда нас пытаются оскорбить окружающие люди? Пути здесь, в сущности, два: получаем обидные слова и реагируем либо проходим мимо и не обращаем внимание. Но дело в том, что взрослый человек имеет о себе более полное мнение, да и о мире знает побольше, чем неопытный ребёнок. Зрелому человеку просто отличить собственное восприятие себя от мнения людей со стороны. В этом нам помогает самооценка, которая только-только формируется у детсадовца.
Пока ты мал, все знания в твою жизнь приходят вместе с окружающими людьми, поэтому важно объяснить чаду, что они не всегда правы. Кто-то может врать, отдавая себе в этом отчёт, а кто-то может просто иметь неверные суждения о мире. Когда твоя самооценка не зависит от чужого мнения, выпады извне принимать и отбивать гораздо проще. Когда же на этом поприще есть проблемы (например, мало любви к себе или уверенности в собственных силах), человек, а тем более ребёнок, становится гораздо более чувствителен к тому, как о нём отзываются окружающие.
Когда стоит принять меры
- Следите за развитием событий и регулярностью их повторения: разово они происходят или носят какой-то повторяющийся характер. Узнайте, не повлиял ли конфликт на отношения вашего чада и группы в саду. Если сыну или дочери происходящее сильно давит на нервы и особенно, когда он или она уходит от разговора и не хочет обсуждать тему, стоит проявить своё участие.
- Не надо быть агрессивным по отношению к виноватому ребёнку. Конфликт лучше обсудить с его родителями, и сделать это нужно не на глазах детей. Будьте примером человека, который умеет решать проблемы мирно.
- Обязательно обсудите произошедшее с воспитателем в группе. Возможно, стоит подкинуть ему или ей идею о том, что с детьми пора провести разговор относительно особенностей внешности. Им стоит рассказать, что все люди разные и что быть не таким как все нормально и не зазорно.
Как помочь формированию стабильной самооценки
- Если у вас были похожие проблемы, расскажите, как вы с ними справлялись, что вам помогало. Если реальной истории по теме у вас нет, выдумывать её не нужно. Попробуйте вспомнить что-то подобное из опыта своих знакомых и друзей. Может. Кому-то из них приходилось носить очки или сталкиваться с чем-то подобным.
- Придумайте вместе со своим чадом «лечебную» сказку. Например, про маленького зверька, который был вынужден носить брекеты и переживал о том, что они ему мешают. Но конец должен обязательно быть таким, чтобы вещь пригодилась и выручила главного героя.
- Сделайте из причины насмешек цель важнейшего задания. Например, вместе представьте, что это какая-то вещь, дающая сверхсилы её носителю! Элемент игры сгладит острые углы.
- Посмотрите на то, чем занимается ваше чадо и заинтересуйтесь этим. Дайте ему или ей понять, что наши увлечения делают нас уникальными личностями. Тогда дитя увидит, что вы поощряете его занятия и станет лучше относиться к себе, перенимая ваше положительное отношение.
- Постарайтесь проявлять интерес к мнению вашего ребёнка. Давайте ему выбор, спрашивайте совет, можно ограничиться самыми простыми бытовыми ситуациями. Когда чувствуешь, что можешь сам принимать решения и влиять на свою жизнь, это отлично способствует формированию стабильной самооценки. Даже банальный выбор блюда на обед способствует этому.
- Не скупитесь на жесты выражения своей любви. Особенно это важно в острой фазе конфликта в саду. Скажите своему ребёнку, как он важен для вас, задавайте вопросы и всячески показывайте, что вы здесь и готовы помочь. Когда рядом есть родной человек, с которым можно поделиться происходящим, пережить ситуацию становится проще.
- Проводите вместе больше времени и старайтесь стать примером поведения для собственного чада.