Большинство людей сталкивается со страхами детей — и в собственном детстве, и когда уже сами становятся родителями. Что такое страхи детей, откуда и из-за чего они появляются и для чего нужны ребенку (все образования психики для чего-то полезны)? Постараемся в общих чертах ответить на данные вопросы.
Страх — это нормально
Страх является проявлением инстинкта самосохранения, соответственно, человек боится вещей, которые считает опасными для жизни и здоровья. Посему, одним из первых страхов, появляющихся у ребенка является страх боли. Естественно, даже у маленьких детей уже есть опыт ушибов, падений, ударов о некстати расставленную мебель и прочих столкновений с недружелюбными явлениями окружающей действительности.
Подобные проявления едва ли заставят беспокоится родителей, все достаточно понятно и объяснимо.
К похожим страхам детей относятся ситуативные страхи — к примеру, ребенка укусила собака, и малыш боится собак. Либо в ванной/водоеме ребенок захлебнулся и наглотался воды — возник страх воды. В самом простом случае подобные страхи проходят сами, без вмешательства со стороны родителей — появляется новый опыт, к примеру, знакомство с добродушным псом у друзей, веселые игры с родителями на речке, и позитивный аспект перевешивает негативные воспоминания.
Еще весьма распространенный страх у детей и являющийся нормальным — страх темноты, появляющийся у детей примерно трехлетнего возраста. Обыкновенно проявляется при укладывании детей спать — ребенок капризничает, не желает, чтобы выключали свет. Правильное решение в данном случае — помочь ребенку, поддержать, выработать ритуал отхода ко сну (почитать любимую сказку), включить ночник, дабы ребенку было спокойнее.
Влияние родителей
К примеру, рассмотрим упомянутые случаи с водой и собакой — ежели предположить, что родители вместо того, чтобы поддержать ребенка и помочь пережить негативный опыт, сами — в силу собственной тревожности (не подходи к собакам, помнишь, что в прошлый раз произошло), либо превратно понимаемому педагогическому стремлению (такой большой, а малюсенькой собачки испугался) — начинают усиливать влияние данного случая на ребенка, в итоге получаем закрепление негатива и укоренение страха, причем со временем данный страх может распространиться уже на любых животных.
Механизмы тут различны, к примеру:
- Повышенная тревожность значимых взрослых (родителей, бабушек/дедушек, прочих родственников и окружающих), чересчур эмоционально реагирующих на малейшие, зачастую умозрительные опасности (ах, высоко залез, ах, слезай, упадешь), либо придумывающих пугающие последствия нежелательных поступков (не ходи туда, чужой дядя/милиционер/баба-яга тебя заберет) — все это в конечном итоге приводит к невротизации ребенка и появлению страхов — как реального (высоты, людей и т.д.), так и выдуманных страшилок (бабы-яги, бабайки и прочего) — так называемые внушенные страхи. В подобном случае важно уже не как относится к детским страхам, а как ограничить влияние собственной тревожности на детей, т.е. в первую очередь нужно усмирить собственных головных тараканов, в противном случае данное влияние не исчезнет, и страхи ребенка не пройдут.
- Несформированность базового доверия у ребенка. Ребенок на самых ранних стадиях развития требует эмоционального внимания и поддержки. При дефиците оных, у ребенка не появляется ощущения базового доверия к миру, соответственно, окружающий мир представляется ему темным и полным ужаса. Отсюда появляются неосознанные страхи и повышенная тревожность — подобные страхи ребенку сложно описать и сформулировать чего конкретно он боится, зачастую они проявляются в страхе потерять родителей и остаться в одиночестве.
- На более поздних стадиях у ребенка формируется навык самостоятельности. При гиперопеке родители чересчур тревожно реагируют на любые самостоятельные действия ребенка, и в итоге ребенок начинает боятся любого проявления самостоятельности. В раннем возрасте (1-2 года) ребенку необходим максимальный контакт с родителями (в первую очередь — с матерью), позднее наоборот — необходимо давать ребенку действовать самостоятельно, поддерживая малыша лишь когда он просит. Зачастую родители пропускают сей момент, продолжая опекать ребенка и выполняя за малыша вполне посильные вещи (дай мне, мама лучше сейчас сделает, смотри как надо). В итоге у ребенка формируется страх самостоятельных действий, он боится сделать неправильно.
Нельзя не упомянуть один из базовых страхов, сопровождающий человека на протяжении жизни — страх смерти. Вопреки расхожему мнению, дети достаточно рано (5-6 лет) начинают осознавать что такое смерть. Примерно в данном возрасте появляется понимание, что люди смертны, в том числе и их близкие, и они сами. Зачастую в статьях, претендующих на серьезность и научность, случается прочитать советы максимально ограждать детей от подобной информации (к примеру, встретил совет до 10 лет не показывать ребенку похороны.) , ибо сие травмирует нежную детскую психику. Психику это, несомненно, травмирует, но гораздо хуже, ежели ребенок получив некое знание о смерти (а он его обязательно получит), не сможет вовремя осознать и усвоить, все это приводит в будущем к серьезным нарушениям и страхам. Как правило, при своевременном и честном рассказе ребенок относительно легко принимает подобную информацию.
Подводя итоги:
- Страхи детей — это нормальное проявление инстинкта самосохранения;
- Некоторые страхи свойственны детям определенного возраста, и со временем исчезают, если не на них не фиксироваться;
- Множество страхов появляются у детей из-за тревожности родителей, неправильного воспитания и т.д., в первую очередь необходима коррекция поведения родителей, ибо без нее детские страхи не исчезнут, ибо являются лишь следствием;
- Страх смерти — базовый и нормальный, честное и откровенное обсуждение темы смерти с ребенком позволяет избежать невротизации данного страха.