Дети и животные — распространенная тема, часто у родителей возникают вопросы — как сделать, чтобы дети бережно и заботливо относились к животным?
Первая ситуация — к примеру, собака/кошка уже живет в доме в момент появления ребенка. И, достигнув определенного возраста, кроха начинает питомца, что называется, тискать.
В данном случае стоит действовать в зависимости от возраста ребенка.
Животные в доме — не игрушки
Основная сложность — у маленьких детей, в силу возрастных особенностей и отсутствия опыта, изначально отсутствует понимание о чувствах другого.
В младшем возрасте ребенок сосредоточен на собственных ощущениях, и пока младенец, условно говоря, не разберется в себе, он не сможет переносить опыт ощущений на окружающих. Малышу трудно понять, что чувствуют окружающие люди, еще сложнее — животные.
Учитывая данное обстоятельство, объяснения типа “животному больно” младенец не в силах понять так, как это понимают взрослые. Дети видят окружающих как объекты, неважно, люди это, животные или заводные игрушки.
Посему, в данном возрасте необходимо максимально четко установить ограничения для ребенка, попутно объясняя, но одновременно держа в голове, что далеко не все объяснения он сможет понять.
Ну и большой плюс, конечно — в младшем возрасте ребенок не очень быстро и уверенно передвигается, и в большинстве случаев, кошка, к примеру, легко сможет спрятаться/убежать.
Когда ребенок подрастает, и научается понимать, что люди испытывают схожие ощущения — с данного момента уже появляется возможность обращаться к ребенку с объяснением, чем отличается настоящее животное от игрушки, главная задача родителей — развить в ребенке понимание, что животные — не игрушки, а живые существа, коим свойственны почти аналогичные чувства.
В дополнение к объяснениям желательно с ребенком читать различные книги о животных для детей (Дж.Дарелла, Г.Скребицкого и др.), они, в первую очередь, интересны для ребят, во вторую — помогут малышам понять, что животные не просто забава.
Случается, родители по собственному желанию хотят завести питомца, но, в силу разных причин, ждут подходящего момента (к примеру, пока дети достигнут определенного возраста). В данном случае вполне применимы советы, написанные выше, с оговоркой, что появляется возможность заранее (до появления животного в доме) проговорить с ребенком указанные моменты.
Вторая, весьма распространенная ситуация — дети хотят завести питомца, а родители отказывают, поскольку опасаются, что животные пострадают из-за детей (особенно, если родители имеют опыт содержания питомца).
Зачастую подобное желание возникает, когда ребенок видит домашних животных у друзей, соседей или, к примеру, в гостях.
Трудности содержания животных для детей
Основная загвоздка — ребенок замечает парадную сторону содержания питомцев: игры, прогулки и тому подобное. По большому счету, питомец в глазах детей является игрушкой — сложной, интересной, с большим количеством функций, умеющей дышать и лаять, и он просит купить новую навороченную игрушку, не представляя сложностей, возникающих при содержании животного в доме.
Печально, когда родители схожим образом относятся к животным, и хотят завести щенка/котенка в качестве развлечения для ребенка, без осознания трудностей и ответственности. Как правило, подобное приводит к плачевным результатам, в лучшем случае животное вернут продавцу или отдадут в хорошие руки, в худшем — просто выгонят на улицу.
Обыкновенно подобное происходит, если у взрослых нет опыта содержания домашних животных, и родители слабо представляют ответственность, возникающую при появлении дома питомца. В данном случае, перед принятием решения завести домашнего животного, первым делом следует самому ознакомиться с рекомендациями по содержанию питомца, узнать о возможных трудностях, взвесить все за и против.
Помните, содержание животного — не только выходить гулять с собакой в любую погоду или чистить лоток за кошкой, убирать шерсть по квартире, постоянно тратиться на корм и прививки у ветеринара , но и резкое ограничение мобильности. Многие люди, в силу отсутствия опыта, упускают данный момент из виду, но это едва ли не основная сложность. Заранее подумайте, кому вы сможете доверить питомца на время отсутствия. С кошкой или черепахой задача решается вероятно, легче, но с крупными собаками возникают ощутимые сложности (плюс необходимо заранее учитывать, что, к примеру, собаки живут не год-два, и данные ограничения распространяются на ближайшее плюс-минус десятилетие).
Существует еще одна ситуация, заслуживающая внимания — малыш (или уже не малыш) понимает, что питомец не игрушка, а живой, но видит в нем существо слабее себя, и отыгрывается за собственные трудности. В данном случае стоит поговорить с ребенком, постараться понять, что его беспокоит, притом объяснить, что отыгрывание на слабом не является способом преодоления трудностей.
Зачастую подобное обращение идет из семьи, и ребенок копирует действия родителей (старших братьев/сестер), отыгрывающих на нем накопившийся негатив (известный классический пример: начальник устроил разнос подчиненному, подчиненный пришел домой и накричал на жену, та наорала на ребенка, ребенок — на кошку).
В данной ситуации, вероятно, родителям стоит обратить внимание на взаимоотношения внутри семьи и обхождение с ребенком, на взаимоотношения между братьями/сестрами для снижения уровня негатива и гармонизации атмосферы в семье.
Резюмируя вышесказанное:
- При наличии питомца четко ограничивайте действия малыша
- Объясняйте детям, что питомец — это не игрушка, а живое существо
- Задумали завести домашнее животное — заранее выясните особенности его содержания, взвесьте все плюсы и минусы
- Ребенок отыгрывается на собаке или кошке — побеседуйте с ним, обратите внимания на взаимоотношения в семье
Воспитать культуру обращения с животными для детей — важная задача родителя, ведь эта культура зачастую свидетельствует о состоянии психического здоровья ребенка